Еще в далекой северной Скандинавии традиционным способом развлечения были финские сани. Впервые катание на санях начало практиковаться в городе Ямлэнд. Далее сани испробовали в Финляндии, чуть позже – в Эстонии и России, впоследствии «докатились» до Востока. Но вот удачное созвучие приобрело именно название «финские сани».
После того, как автопром массово распространился, про финские сани многие позабыли. Тому еще способствовало широкое использование соли и песка, так как именно ими посыпали дороги и тротуары, в результате чего места для катания на санях становились совершенно для этого не пригодными.
В конце XIX века отношение к саням изменилось. Случилось это после того, как в 1882 году различные издательства Стокгольма начали сообщать о таком средстве передвижения, как «ногами вперед». На самом деле удивляться пришлось финскими санями, которые особенно облюбовал Виктор Балык. Именно он, будучи членом первого олимпийского комитета, в 1889 году стал инициатором создания клуба финских саней (Kicksledding). Случилось подобное в Стокгольме и явилось впервые во всем мире.
Количество любителей финских саней с каждым годом увеличивалось. Катание на столь удивительном транспортном средстве стало волновать даже военных людей. Так, полковник Эдвард Фурухайелм способствовал созданию клуба любителей финских саней в самой Финляндии, а именно в городе Оулу. Также полковник инициировал гонки на санях и даже требовал от своих подчиненных – солдат – добираться до родных мест во время увольнения не иначе как на санях. Постепенно финские сани становились все более популярными, в результате чего до 1906 года катание на санях стало таким же распространенным способом, как и на коньках или беговых лыжах.
Саням предстояло в 1900 году немного усовершенствоваться. Так, в это время Оскар Терх из города Сало, будучи механиком, решил изменить деревянные полозья саней на железные. Подобное изменение позволило саням развивать хорошую скорость, что стало еще больше цениться на всевозможных гонках. Все же, по сравнению с современными видами саней ощутимые изменения сани не претерпели, разве что стали менее тяжелыми и жесткими.
Главными странами-производителями современных финских саней по-прежнему остаются Швеция и Норвегия. Они являются основными конкурентами друг для друга. В Финляндии изготовление финских саней в основном ведется известным во всем мире производителем ESLA, при этом общее количество изготовленных саней составляет порядка 20 000 в год.
Некоторые могут оспаривать практичность и удобство использования финских саней в качестве средства передвижения. На самом деле саням не нужен специальный уход, в отличие от многих спортивных снаряжений. Разве что может потребоваться периодическая проверка затяжки болтов и гаек.
Сложившийся стереотип, что финские сани годятся для прогулок пожилых людей или катания школьников наряду с рыбаками подледной ловли, можно с легкостью опровергнуть. В 1891 году состоялась грандиозная гонка на финских санях, которую организовали на маршруте Стокгольм-Седерталье-Стокгольм и Стокгольм-Упсала.
1901 год стал знаменательным для финских саней тем, что они вносятся в официальный вид спорта, относящимся к его зимним видам. В конце ХХ века (в 80-х годах) гонки на финских санях снова приобрели популярность. Длина маршрутов могла составлять как 200 м, так и 100 км. Стали проводиться чемпионаты мира по ледяным гонкам на финских санях. Проходят они ежегодно в небольшом городе Мултиа.
Наиболее известный современный «гонщик» на финских санях – Ханну Вайерикко. Удивляться его непрерывными победами можно было на протяжении 11 лет. Последняя из них состоялась в 1998 году.